Научение по типу инсайта близко к научению с использованием элементарной рассудочной деятельности. Под инсайтом понимается, что животные могут решать задачи не методом проб и ошибок, не путем накопления статистического материала, а посредством озарения – без предварительного обучения решению задач. Такое научение применимо больше к обезьянам – им предлагали задачи, для решения которых требовалось манипулировать различными орудиями. Однако и на крыс озарение находило при прохождении ими лабиринтов разной степени сложности. В 1938 г. в опыте ученого Сэрриса решила задачу путем озарения и собака, увидев высоко подвешенную кость, пододвинула под нее ящик и вспрыгнула на него, чтобы ее достать. Вероятно, каждый, имеющий собаку, тоже может припомнить наиболее подобное. К классическому инсайту относят реакции, протекающие по схеме: ознакомление с задачей – попытка решить ее методом проб и ошибок – обдумывание сложившейся ситуации, во время которой наступает принятие решения, или озарение (латентный, скрытый период) – решение проблемы.