Отработку навыка апортировки одни считают легким делом, другие – очень трудным. Замечено, что собаки отечественных пород осваивают его без особого энтузиазма, а все остальные с трудом отдают предмет дрессировщику или бросают его по дороге. Отрабатывая этот навык, пользуются, как правило голосовой командой «Апорт!» и жестом: прямая правая рука поднята на уровень плеча и направлена в сторону предмета. Собака должна хорошо освоить следующие действия: – побежать за предметом; – взять предмет в пасть; – поднести предмет к дрессировщику; – сесть перед дрессировщиком или занять исходное положение, не выпуская предмета; – не выпускать предмет из пасти до тех пор, пока дрессировщик не позволит этого сделать. Навык гораздо легче формируется во время игры, и если ваша собака еще молода, не упускайте времени. Именно в игре можно научить собаку бегать за предметом, брать его в пасть, достаточно долго носить и подавать дрессировщику. Очень важно дать ей понять главное правило: игра продолжится, если она принесет предмет дрессировщику. На этом этапе ни в коем случае не играйте с собакой в догонялки – не бегайте за ней, не пытайтесь поймать, как бы ни было весело. Впоследствии научить такую собаку подходить к вам с предметом будет трудно. Если играть с собакой на поводке, процесс научения сокращается. Щенка легко научить брать предмет в пасть и отдавать его по команде, носить его при движении рядом с дрессировщиком, садиться и сидеть с предметом в пасти. Предмет для такого способа дрессировки лучше выбирать достаточно большой, чтобы удобно было взять его рукой из пасти собаки. А для того чтобы заинтересовать ее в предмете и вызвать желание взять его, нужно играть предметом самому, повторяя команду «Апорт!». Когда собака возьмет предмет, можно попытаться (только попытаться) отнять его, побегать, походить с собакой и по команде «Дай!» забрать предмет, обменяв его на лакомство, или одной рукой взяться за предмет, раскрыв пасть собаки другой рукой. Постепенно время ношения предмета увеличивают и вводят новый элемент – посадку собаки. Такой способ хорош, но только для тех собак, у которых выражена игровая мотивация. Если же он не устраивает собаку, навык осваивают по его отдельным элементам и только затем их объединяют. Самое, пожалуй, сложное – вызвать у собаки желание взять предмет в пасть. Для начала можно попробовать использовать варианты способа инициации врожденного поведения – хватать то, что убегает, и брать пищевые объекты в пасть. Например, можно привязать к предмету шпагат и сделать игрушку почти живой. Или взять кость (типа «мосол») и сначала поработать с ней в открытом виде, а потом поместить в матерчатый чехол. Можно, отрезав кусок не толстого резинового шланга, проделать в нем поперечные отверстия, а отверстия с торцов закрыть деревянными пробками, предварительно положив в полость шланга сыр, мясо, колбасу или нечто подобное. Вот как иллюстрирует применение этих способов известный французский дрессировщик Р. Домманже в своей книге «Дрессировка Фрама и письма к дядюшке Клодомиру»: «Будем дрессировать с подачей, но подачей разумной. Мы находимся во дворе или в комнате, в руках у нас маленькая поноска, подносим ее Фраму, как игрушку, и бросаем в нескольких шагах, произнося „подай“; если он пойдет за ней и принесет нам ее – отлично; чтобы позабавить щенка, мы потрясем немного поноску, которую он держит в зубах; в момент, когда собака разожмет челюсти, мы вытаскиваем поноску и всовываем ей в рот подачку; помашем снова перед носом щенка поноской и повторим раза два-три ту же операцию; мы знали собак, которые с первого урока соединяли в своем уме идею о поданной вещи с идеей о подачке. Если щенок не обращает внимания на поноску, мы привязываем ему к ошейнику шнурок, открываем ему тихонько пасть и вкладываем туда поноску, удерживая ее левой рукой; спустя несколько секунд, мы вынимаем правой рукой поноску и награждаем щенка. В продолжении всего этого урока мы держим подачку между большим пальцем и остальными, вытянутыми и сжатыми, и стараемся просунуть ее снизу поноски прямо в зубы щенку таким образом, чтобы внушить ему, что, положив последнюю нам в руки, он тем самым заставит появиться из поноски лакомство. По той же причине некоторые дрессировщики превозносят употребление в качестве поноски мешочка, в который вложен ломтик сыра. Когда мы достигнем того, что щенок будет держать поноску во рту, мы заставим его следовать за нами на сворке, затем неожиданно возьмем от него поноску и наградим его. Если щенок уронит поноску, мы снова вложим ее ему в рот прежде, чем взять ее от него окончательно и наградить его. Только когда щенок будет охотно нести поноску и проявит даже известное желание отнять ее у нас из рук, мы начнем бросать ее в нескольких шагах, подзадорив предварительно Фрама, помахав ею у него под носом. Отсутствие успеха всегда является как следствие желания быстро идти вперед. Пока щенок считает работой, а не удовольствием держать поноску, – момент, когда можно будет посылать его за нею, еще не настал». Можно использовать способ оборонительного поведения, применяя достаточно увесистую деревяшку, привязав ее к ошейнику за концы так, чтобы она висела чуть выше запястных суставов и мешала собаке двигаться, больно стукая по лапам. Если собака достаточно агрессивна, следует попробовать нападение на нее помощника с предметом. Схватывание предмета собакой означает победу и уход нарушителя (способ агрессивно-оборонительного поведения). Можно поступить и так. Посадив собаку рядом с собой, левой рукой надо раскрыть ей пасть, подать команду и вложить в пасть предмет. Немного придержав пасть, подать команду «Дай!» и забрать предмет. Постепенно время удержания предмета следует увеличить. В зависимости от прикладываемых усилий, эти действия дрессировщика будут соответствовать способу пассивной флексии или способу наталкивания. При введении в описываемые манипуляции небольшого, но принципиального изменения можно получить очень эффективный вариант способа оборонительного поведения. Для этого надо открыть собаке рот каким-нибудь болезненным приемом, подать команду и вложить предмет в пасть. Все это нужно делать очень быстро. Смысл этого способа в том, что собака начинает понимать: команда позволяет схватить предлагаемый предмет и тем самым избавиться от возможной боли. Но запомните как правило: бить собаку аппортировочным предметом нельзя ни при каких обстоятельствах. Если очень голодной собаке вложить предмет в пасть, а затем поменять его на пищу, она после этого станет так активно хватать предмет, что останется только подкармливать ее. Делать это надо не сразу, а после небольшой выдержки, давая понять, что предмет надо не просто схватить, но и держать. Постепенно время выдержки увеличивают. Когда собака начинает охотно брать предмет с руки, начните опускать ее все ниже, потом положите прямо на землю, затем – рядом с предметом, и наконец, положив предмет, быстро уберите руку. Когда собака освоит и этот этап, начинайте постепенно отбрасывать предмет все дальше. Другой элемент навыка – научение собаки переноске предмета. После того, как собака научилась брать предмет по команде, с ней пытаются пройти некоторое расстояние на поводке. Если она бросает предмет, применяют отрицательное (условное или натуральное) подкрепление – грозно ее ругают или даже шлепают, после чего вновь привлекают ее внимание к предмету, а когда она возьмет его в пасть, меняют гнев на милость и закрепляют поведение, используя условное положительное подкрепление. Затем собаку приучают к остановке и посадке с предметом в пасти. Может оказаться полезной отработка подхода собаки с предметом к дрессировщику. Для этого командой фиксируют ее в положении «Сидеть!» (с предметом в пасти), отходят от нее и после небольшой паузы подзывают командами «Апорт!» и «Ко мне!». Когда составные части навыка подноски предмета будут освоены собакой, их объединяют и отрабатывают навык целиком. Вначале снижают требования к выдержке и бросают предмет недалеко, постепенно приближая выполнение навыка к требованиям испытаний. Лучше всего отрабатывать этот навык с использованием длинного поводка. Несколько слов о самом апортировочном предмете. Он может быть любым, но удобным для взятия собакой с земли и его подноски. Он не должен быть игрушкой, которую можно грызть или трепать. Когда собака начнет безотказно носить один тип предметов, неплохо переключиться и на другие. В итоге можно предложить собаке поискать «потерянный» предмет (без визуального контроля) или выбрать свой предмет из кучи чужих. При подготовке спортивной собаки особое внимание обращают на отсутствие игры с предметом, перехватывание предмета, его жевание или бросание. В связи с тем, что игра с апортировочным предметом бессознательно закрепляет у собаки игровое поведение с аппортируемым предметом, часто рекомендуют использовать способ наталкивания, например в таком виде, как его описывает Р. Блюдау: «…следует пояснить наше представление о так порицаемом некоторыми принудительном апорте. Традиционно это выражение связывают с мучениями животных и утверждаются в этом мнении, наблюдая за работой того или другого специалиста по натаске. Но их методы давно устарели. Мы не используем ни палок, ни ошейников с шипами или других аналогичных средств. Принудительный апорт в нашем понятии является больше принуждением самого вожатого и предъявляет повышенные требования его нервной системе. Собака, естественно, не безучастна здесь и также получает свою долю принуждения. В принципе, принудительное аппортирование никогда не отрабатывается на дрессировочной площадке, но всегда где-нибудь на открытой местности. Собака не должна связывать испытываемое ею принуждение с дрессировочной площадкой. Должен присутствовать при этом также опытный инструктор, чтобы помогать нам советами и, возможно, успокаивать наши нервы, когда мы с ними не оправляемся. Начинаем с того, что берем собаку на поводок, принимаем исходное положение. Апортируемую палочку средних размеров (около 20 см длиной и 5 см в диаметре) бросаем примерно на 2 метра. Одновременно со звуковым сигналом «Апорт!» мы подходим вместе с собакой к деревяшке. Здесь мы заставляем собаку выполнить команду «Лежать!» (предполагается, что она сразу палочку не взяла) и обеими руками открываем ее пасть. Теперь важно, чтобы мы смогли поместить в открытой пасти собаки аппортируемый предмет, не притрагиваясь к ней. Как только палочка окажется в пасти, мы, несильно нажимая, закрываем ее и вместе с собакой идем назад к месту, откуда производился бросок. При возвращении назад мы держим руку на голове собаки, в то время как другая наша рука располагается под ее пастью, чтобы предотвратить выплевывание находящегося в пасти предмета. Если же собаке все-таки удалось избавиться от апортируемого предмета, то мы вновь возвращаем ее на место и начинаем сначала проводить описанное выше упражнение. Находящуюся на месте броска на доводке собаку мы заставляем сесть, гладим и хвалим ее, следя при этом за тем, чтобы она также и в этот момент не бросала предмет. Одновременно с подачей команды «Дай!» мы отнимаем у нее предмет и снова заставляем занять исходное положение слева от нас. Упражнение продолжают отрабатывать с соответству-ющими перерывами, пока собака не будет самостоятельно брать аппортируемый предмет, удерживать без посторонней помощи и нести его. Отработка этого упражнения может продолжаться очень большое время, но может завершиться довольно быстро. Чрезвычайно важную роль в этом играют чуткость и самообладание вожатого. Кто же наказывает при такой тренировке свою собаку, тот тем самым создает существенные проблемы для последующей отработки этого упражнения. Когда собака научилась брать апортируемый предмет и носить его, она никогда не будет бросать этот предмет перед ногами вожатого. Если же это все-таки происходит, упражнение снова нужно продолжать отрабатывать описанным выше способом». Исключение игрового поведения с апортировочным предметом гарантирует использование оборонительного способа дрессировки, издавна используемого дрессировщиками. Вот как его описывают И. Сваровски, М. Отт и Г. Вундерлих в своей книге «Воспитание собаки»: «Сначала проверим чувствительность животного, это нужно для того, чтобы правильно дозировать болевое воздействие строгим ошейником. Собака, сидящая на поводке рядом с воспитателем слева от него, получает рывок поводком такой силы, чтобы открылась пасть и был издан непроизвольный крик от боли. Так как область шеи животного относительно чувствительна, бывает достаточно воздействия средней силы. Наряду с собаками, совершенно нечувствительными к боли, встречаются такие, которые не переносят воздействия строгого ошейника. Для них нужно взять удавку, закрепленную так, чтобы не удушить собаку. Сделаем следующий шаг. Собака снова смирно сидит на поводке слева от воспитателя, который держит апорт в своей правой руке так, чтобы собака не могла его видеть. Теперь воспитатель громко и отчетливо произносит команду “Принеси!”, непосредственно за этим делая рывок кверху поводком со строгим ошейником. Собака от боли раскрывает пасть, чтобы издать вопль, этот момент мы используем для того, чтобы успеть вложить ей аппортировочный предмет в раскрытую пасть. Правой рукой мы тотчас же хватаем пасть собаки, не давая ей раскрыться, и начинаем изо всех сил хвалить четвероногого, что ему, конечно же, нравится. Левой рукой воспитатель гладит голову собаки, что способствует образованию у нее приятных ассоциаций. При этом нужно всегда следить за тем, чтобы собака крепко держала апорт в пасти. После того, как пройдет приблизительно две или три минуты, апорт отбирают у собаки, при этом звучит команда «Дай!». Этот цикл следует повторять до тех пор, пока собака сразу же после команды «Принеси!» и короткого рывка поводком не схватит предмет. Важно при этом с самого начала дифференцировать продолжительность держания предмета в пасти. Третий шаг начинается опять с того, что собака стоит на поводке слева от воспитателя. Одновременно с командой «Принеси!» и коротким рывком поводком воспитатель делает выпад вперед и поворачивается налево так, чтобы аппортировочный предмет мог находиться примерно в полуметре от пасти собаки. До сих пор мы вкладывали сами предмет в пасть собаки, теперь же нужно заставить ее при помощи строгого ошейника подойти к предмету и схватить его. И снова в тот момент, когда собака схватит предмет, будем ее усиленно хвалить и гладить. Воспитатель хвалит собаку, следит за тем, чтобы она крепко держала предмет, а сам задом начинает удаляться от нее метра на три-четыре. Собака должна следовать за ним так, чтобы она и воспитатель всегда были строго напротив друг друга. Наконец подается команда «Сиди!» или «Сидеть!», и начинаем следить за тем, чтобы собака села так, как полагается, перед воспитателем. По команде «Дай!» апорт берется из пасти, после чего собака должна по команде «К ноге!» отправиться к левому боку воспитателя. Только теперь ее можно будет щедро похвалить. Эту часть упражнения можно считать усвоенной тогда, когда собака по команде «Принеси!», при легком рывке строгим ошейником, выпаде вперед и повороте воспитателя налево быстро бежит вперед и хватает предмет. Четвертый шаг в освоении упражнения состоит в том, что выпад становится больше, можно сделать даже два шага вперед. Апорт нужно держать как можно ближе к поверхности земли. Так мы приучаем собаку брать предмет уже совсем близко к земле. Пятый шаг начинается вновь с занятия исходного положения, т. е. собака сидит на поводке слева от воспитателя. Проделываем все, что делали до сих пор, но апортировочный предмет одним шаром касается земли, второй же продолжает оставаться слегка приподнятым над ней, что должно облегчить собаке поднятие предмета непосредственно с земли. Это нужно тренировать до тех пор, пока собака не будет после команды и рывка охотно бежать к предмету и брать его. На этом этапе тоже нужно почесывать собаку правой рукой под пастью, бежать задом наперед, приказывать садиться и через некоторое, всегда различное, время по команде «Дай!» забирать предмет. Упражнение заканчивается командой «К ноге!». Как только собака усаживается слева, можно приступить к любым поощрениям. Шестой шаг тоже начинается с исходного положения. Собака находится на более длинном поводке. Аппортировочный предмет бросается вперед метра на полтора. По команде «Принеси!» собака должна проделать все то, что она делала на предыдущих пяти этапах. Длинный поводок, который служит в данном случае удлинением руки, используется в случае необходимости, для коррекции. Конечно, можно бежать вместе с собакой к предмету, но это не должно становиться правилом. Если на любом из этапов была сделана малейшая ошибка, лучше всего начать весь цикл сначала, но ни в коем случае не с середины. Седьмой и последний шаг состоит в том, чтобы все более и более удлинять поводок. Для нерадивых учеников через раз можно использовать прикрепленный к ошейнику длинный отрезок веревочной петли. Собака как будто чувствует полную свободу, однако при первой же попытке непослушания ей дают понять, что это далеко не так. Обучение приему можно считать законченным лишь тогда, когда собака начнет правильно реагировать на условный раздражитель – команду голосом. Это значит, что по команде «Принеси!» она бежит к брошенному предмету, берет его, садится перед проводником, которому отдает предмет по команде «Дай!». Упражнение «Подноска предметов на ровной местности» заканчивается командой «К ноге!„, по которой собака садится у левого бока воспитателя“. И все-таки лучшим способом формирования навыка аппортировки предмета следует признать игровой. Только он позволяет добиться высокой скорости и радостной работы собаки. Выше был описан вариант игрового способа дрессировки, при котором игра представляла собой модель для отработки навыка. Но есть еще один вариант этого способа, при котором игра становится только подкреплением, а игровой и апортируемый предметы различаются как по форме, так и по функциональному предназначению.