Согласно А. С. Батуеву, вероятное прогнозирование – это предвосхищение будущего, основанное на вероятностной структуре прошлого опыта и информации о наличной ситуации. Оба эти фактора служат основой для создания гипотезы о предстоящем будущем, причем каждой из них придается определенная вероятность. В соответствии с таким прогнозом осуществляется подготовка к действиям в предстоящей ситуации, приводящим к наиболее вероятному достижению цели. Нервная система животных обладает способностью оценивать не только вероятность появления тех или иных стимулов (раздражителей), но и вероятность удовлетворения потребности (подкрепления). Проявления вероятности (наряду с другими характеристиками внешней среды) фиксируются в памяти. Механизм предвидения в структуре поведенческого акта строится с учетом вероятностной структуры среды и вероятности достижения цели. Таким образом, теория вероятностного обучения исходит, по А. С. Батуеву, из предсказания статистических закономерностей и выбора оптимальных стратегий поведения при обучении животных в среде независимых или зависимых вероятностно возникающих раздражителей. При построении своего поведения животные прогнозируют вероятность нахождения пищевого объекта в данной среде и, одновременно с этим, поведение возможного хищника или врага, чтобы не стать самому жертвой. Различают несколько форм вероятностного прогнозирования. 1. Прогнозирование различных форм независимых от субъекта событий. 2. Прогнозирование своих ответных активных действий. 3. Прогнозирование целенаправленных действий не только в соответствии с их частотой в прошлом опыте, но и с их значимостью для животного и предполагаемым результатом. 4. Прогнозирование в общении с другими объектами (с членами стаи, с человеком), которое предполагает использование гипотез о наиболее вероятных действиях своих партнеров. 5. Прогнозирование действий и целей с учетом собственных энергетических затрат. Когнитивные формы научения, включая в себя репертуар более простых форм, выступают в качестве одного из фундаментальных свойств высшей нервной деятельности.