Итак, вы поняли: чтобы вырастить хорошую собаку, нужны постоянные забота и уход, серьезная внутренняя дисциплина самого владельца. Однако во-время накормить, выгулять животное — это еще не все. Нужно его любить. Обращаясь еще раз к народной мудрости, можно напомнить поговорку: «Скотина — не машина, кроме смазки требует ласки». Неправ будет тот любитель, который сведет все свои обязанности собаковода к механическому выполнению определенных норм содержания животного. Нужно, повторяю, любить и, я бы еще сказал, ценить собаку, ценить именно как друга, как товарища. Собака очень тонко чувствует отношение к себе и, говоря словами Бальзака, «в обществе людей направляется прямо к тому, кто души не чает в животных». Попробуйте проверить, — убедитесь, насколько это правильно. Ф. Энгельс в книге «Диалектика природы» говорит: «В естественном состоянии ни одно животное не испытывает неудобства от неумения говорить или понимать человеческую речь. Совсем иначе обстоит дело, когда животное приручено человеком. Собака и лошадь развили в себе, благодаря общению с людьми, такое чуткое ухо по отношению к членораздельной речи, что, в пределах свойственного им круга представлений, они легко научаются понимать всякий язык. Они, кроме того, приобрели способность к таким чувствам, как чувство привязанности к человеку, чувство благодарности и т. д., которые раньше им были чужды. Всякий, кому много приходилось иметь дело с животными, едва ли может отказаться от убеждения, что имеется немало случаев, когда они свою неспособность говорить ощущают теперь как недостаток».31 Вспомните, как часто мы сами восклицаем, удивляясь уму собаки, желая похвалить ее: «Только не говорит!» Для чего я все это повторяю здесь? Для того, чтобы читатель лучше уяснил суть той исключительности собаки, о которой так решительно высказался Павлов. И вот это действительно исключительное, действительно необыкновенное животное очень часто вынуждено терпеть многие и многие несправедливости со стороны человека, влачить жалкое существование. Есть еще такие «собаководы». Дома у него собака привязана, как будто она дикий лесной зверь, который стремится убежать (да и того, при желании, можно приручить!), не подойди, не поласкайся; и сам он, хозяин, к ней никогда не подойдет, не подарит ласки. А при случае хвалится: «Я, я… у меня собака!» Мнит себя знатоком и настоящим покровителем животных (именно такие чаще всего и заявляют: «Я люблю животных»…). А для собаки его дом — тюрьма. И только при собачьей преданности можно платить за такую пытку, продолжающуюся всю жизнь, готовностью защищать этого человека, быть верной ему до конца, не стремиться убежать и найти себе лучшее место. Человек подчас творит с животным абсолютно недопустимые вещи. Мне не забыть отвратительный случай с полуторагодовалой овчаркой, которую хозяева бросили на даче. Она надоела им, и они не нашли ничего лучшего, как, уезжая с дачи, закрыть собаку в пустом помещении, оставив ее на произвол судьбы. Но верный пес выбил окно и догнал машину хозяев на дороге. Некоторое время они пытались ее прогнать, а потом, видя, что от нее не отвяжешься, раздавили колесами автомобиля. А что проделывают зачастую с животными дети? В клуб однажды принесли щенка. Забавы ради ребята отрезали ему мошонку, уши, лапы и в таком виде — кровоточащий комочек, издающий лишь слабый предсмертный писк, — доставили в клуб, чтобы умертвить. И никто не остановил их, когда они были заняты своей страшной «забавой»! Или — взяли и выкололи щенку глаза, а после еще похвалялись друг перед другом: «геройство»! Или — посадили крошечного котенка в дверную щель, а потом закрыли дверь — посмотреть, «что получится». А где были в этот момент родители? Читательница Е. Журавлева, старый библиотечный работник города Харькова, написала мне: «Этот вопрос имеет два значения: 1) защитить и оградить животных от ненужных истязаний и 2) это соприкасается с воспитанием человека, особенно сейчас, когда наша партия уделяет столько внимания делу борьбы со всякими пережитками в сознании человека, делу борьбы за моральный облик советского человека. А такая жестокость, бездушие к живому существу — безусловно один из вредных пережитков прошлого. Зачем нашим детям быть жестокими и бессердечными? Наши дети не должны быть такими». Она — права. Доброе, снисходительное отношение к животному — не сентиментальность и не сюсюканье. Отношение к животному — это и важный момент в воспитании подрастающего поколения, и показатель некоторых человеческих свойств того или иного индивидуума, широты и гуманности его мышления, в конечном счете — показатель его культурности. Брэм утверждает: «Только хороший человек может хорошо воспитывать собак». Павлов, поставивший в Колтушах памятник собаке, сам сочинил и надписи для него. Одна из них гласит: «Пусть собака, помощница и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы это происходило непременно и всегда без ненужного мучительства». Тем более непростительно мучить собаку любителю, жестокие действия которого не вызываются никакой научной необходимостью. Животное беззащитно, и мучить его — прежде всего унижать себя, ронять свое человеческое достоинство. Собака ластится, заглядывает вам в глаза, требует ласки, а вы ее пинком: «Пошла прочь! Надоела!» Да это еще не самое большое зло; бывает — выгоните из дома на улицу, уж коль очень не хочется с ней возиться: шатайся где хочешь! Как можно!? Да это же вы, человек, сделали ее такой — доброй, привязчивой, исполнительной, готовой служить до последнего вздоха. Так зачем же вы сами портите, уродуете свое творение?
|