Внутри стаи существует четкий табель о рангах — иерархия, согласно которой животные подчиняются друг другу. Причем, кобели имеют свою иерархию, а суки — свою. Взаимоотношения же кобелей и сук напоминают (да простит меня читатель) таковые в человеческом обществе — кобель формально доминирует, но фактически подчиняется «женским пожеланиям». В норме кобели никогда не диктуют свою волю сукам с позиции силы. Исключения составляют вмешательства «сильного пола» в безобразные сучьи свары и драки, которые могут кончиться гибелью слабейшей участницы конфликта.
В собачьей стае в процессе конкурентного замещения «вакантных должностей» выделяется один кобель — вожак, мнение которого всегда безоговорочно и не обсуждается.
Имеется также «должность зама» — второй собаки, наделенной всеми полномочиями вожака и выполняющей львиную долю его функций по установлению порядка в стае и, в частности, погашению конфликтов внутри и обеспечению безопасности вне стаи. Затем следуют рядовые члены стаи и собаки специфических «профессий» — пограничники, контролирующие охрану границы территории данной стаи, а также бродяги-разведчики, склонные к скитаниям далеко за пределами своей территории, и ряд других «должностей», имеющих свое значение в жизни данного собачьего сообщества.
При искусственном изменении структуры и состава «стаи», что неизбежно происходит, когда собака приходит на ту или иную службу к человеку, производятся обязательные изменения приоритетов, структурной системы иерархических отношений по сравнению с классической стаей диких собак. Так, в случае с кавказской овчаркой собака сразу получила доминирующее положение над многочисленными «рядовыми» своей стаи — овцами, которых должна опекать и защищать.
То есть «кавказцы» — охранники при отаре овец автоматически получают права вожака и «второго» вожака. Естественно, если при отаре имеются суки и щенки, приоритеты начинают сдвигаться, кобели часть своей энергии начинают тратить на борьбу за право обладания суками и частично — на опеку щенков. Потому, как правило, в отгонных отарах чаще работали только кобели, а суки и щенки оставались в стойбищах и селениях, где постоянно проживает семья чабана.
Суки со щенками находились при отарах лишь в тех случаях, когда не было значительных перегонов, и когда отступала опасность нашествия волков. Ну а суки, не обремененные заботами о потомстве, также отрабатывали свой хлеб, охраняя отары и жилье. Более того, многие века чабаны из всех народившихся сучек в помете оставляли только одну-две, отбирая наиболее крупных, упрямых и сильных, а остальных уничтожали. Поэтому суки в породе кавказская овчарка имеют рабочие качества не хуже, чем у кобелей. Они также привыкли чувствовать себя «главными» по отношению к волкам и овцам, но более подчинены доминирующим кобелям и человеку.
Единственно, кто в стае кавказской овчарки должен подчиняться всем взрослым ее членам и, конечно, человеку, это щенки. Именно тут кроется возможность воспитания кавказской овчарки. То есть, «кавказца» воспитывают пока он щенок. Малоопытному собаководу никогда не стоит брать в дом подростка старше 6 месяцев, а тем более взрослую собаку, особенно кобеля. Повзрослевшая особь уже имеет свои взгляды на вопрос «кто в доме хозяин» и отлично знает, что хочет. Противостоять ей в этом часто затруднительно.
Вновь обращаясь к «историческим корням», заметим, что едва подросшие щенки, как правило, подвергались тесту на схватку с молодым волчонком. Причем щенки должны были «взять» его коллективом, проявляя смекалку и согласованность в действиях. И поныне «кавказцы» лучше всего работают стаей, отлично дополняя друг друга. Так что «кавказец» как боец взрослеет рано.
Присматриваясь к кавказской овчарке, всякий задает себе вопрос — как же такая огромная, могучая, ловкая и проворная собака живет стаей? Почему кобели (или суки), вступая между собой в конфликты, не увечат и не убивают друг друга, так, как они делают это с волками?
Оказывается, у собак существует целая система обмена информацией между собой, а также целые поведенческие ритуалы, позволяющие собакам выяснить отношения на уровне «театрального представления», не пуская в ход зубы.
И надо, чтобы причина конфликта была очень значительной, способной вывести из себя собак, чтобы случилась настоящая драка.
Вкратце о собачьих драках и собачьих боях. Дерутся кобели и суки по-разному. Кобели кавказской овчарки дерутся достаточно размеренно и неторопливо, скорее желая подавить боевой дух противника, нежели покалечить его. Как правило, обычные «бои» двух кобелей одной стаи продолжаются недолго и заканчиваются сразу после того, как «побежденный» начинает уклонятся от противника.
Другой характер носят побоища кобелей-доминантов из разных стай или же повздоривших сук, причем, неважно, из одной они стаи или из разных. Здесь боевые действия производятся очень активно, с демонстрацией повышенной агрессии, с использованием приемов «взятия» волка, атаки чередуются периодами отдыха, когда собаки крепко держат друг Друга и относительно неподвижны.
Эти схватки, особенно среди сук, могут закончиться большими увечьями или даже смертью одной из участниц конфликта.
Кобели обычно бывают «умнее» и расходятся, если кто-то из них начал уступать.
Кстати, на этом основана сама возможность собачьих боев. Традиционно горцы выставляли по большим праздникам «на ринг» признанных бойцов-фаворитов, кобелей-доминантов с выраженными агрессивными амбициями.
Сегодня это жестокое развлечение кавказских и азиатских народов во многих странах мира поставлено вне закона. Собачьи бои считаются дурным тоном и запрещены везде, где развито цивилизованное собаководство. Но таковы реалии: бои существовали сотни лет, и существуют по сей день в целом ряде стран и областей азиатского региона.
К сожалению, тема особенностей бойцовых собак не была детально изучена учеными-кинологами. Многие предпочитают делать вид, что этого «неприличного» явления как бы и не существует в принципе.
Не боясь показаться излишне осведомленными в данном вопросе, попробуем разобраться, какой же отпечаток наложило бойцовое прошлое породы на характер кавказской овчарки.
Как уже говорилось, в прошлом бои собак были непременным событием каждого праздника, также, как например, скачки у равнинных народов, кулачные и петушиные бои. Это было очень азартное мероприятие, его ждали, к нему готовились. О лучших собаках-бойцах складывались легенды и передавались из уст в уста.
Цена за особо непоколебимых бойцов была очень высока, а некоторые особо выдающиеся собаки переходили в разряд духовной ценности и не продавались ни за какие деньги. Такая собака считалась гордостью владельца, и потерять ее было равносильно потере близкого человека. На боях заключали пари, победитель также получал значительный приз. На бойцовых «рингах» существовали четкие правила, дело очень редко заканчивалось какими-либо серьезными травмами.
Но постепенно, по мере «освоения» Кавказа европейцами сам интерес к боям и культура их проведения начали снижаться. Кое-где это «священнодействие» трансформировалось в стихийные и жестокие собачьи драки без правил, скорее напоминавшие кровавую травлю. Этому же способствовал и завоз в регион «истинно» бойцовских пород, узких специалистов в своем деле, сегодня мы знаем о них под названием пит-буль и бэндог. Они, а также их помеси с аборигенными породами наследовали совсем иную, чем у кавказской и среднеазиатской овчарок, технику ведения боя, так как были более сухи, подвижны и проворны. В результате бои из традиционно ритуального состязания превратились в зрелище, которое будит самые низменные инстинкты человека. Конечно, все мы против таких «боев».
И все же, оглядываясь назад, зададим вопрос — как выглядит кавказская овчарка как боец?
Оказывается, собака, чьей профессией человек однажды сделал бой, легко становится узким специалистом. И раз, учуяв шерсть собрата на зубах, пыл борьбы и радость победы, пес становился, верен такому своему призванию, как такса норе или бладхаунд — кровяному следу. И здесь нет ничего удивительного, ведь его предки, а быть может и он сам, брали волка «в угон». Но ведь были и такие особи среди кобелей кавказской овчарки, которые, имея все внешние данные для боев, «не пригодились» и вернулись к своим сторожевым обязанностям в отарах и славились не числом побед, а числом загрызенных волков.
Итак, выводы, которые мы можем сделать сегодня, следующие: кавказская овчарка ни в коем случае не может считаться бойцовой породой, но склонность к этому у нее имеется. Поэтому, если вы хотите спокойной жизни себе и окружающим, а особенно соседским пуделям и лабрадорам, не притравливайте своего «кавказца» на чужих собак и всячески препятствуйте не только конфликтам между ними, но и свободным контактам (для этого существует намордник, поводок и правила).
К слову заметим, что ни одна кавказская овчарка с нормальной психикой никогда не трогает мелких собак, особенно если она приучена к ним с молодого возраста. Другое дело, что владельцы маленьких собачек панически боятся встреч своих любимцев с большими собаками. Поэтому, чтобы не травмировать психику таких владельцев, расходитесь с ними мирно, на расстоянии.
Если у вас есть что охранять, и вы завели кавказскую овчарку именно для охраны, учите вашу собаку бороться именно с человеком, угрожающим вашей собственности, а не с другим псом. Собака, «помешанная» на боях с собаками, как правило, менее увлеченно преследует человека.
Так что склонность кавказской овчарки к борьбе с себе подобными, особенно если ей потакать, может добавить вам немало проблем.