Эмоциональная саморегулирующая (гомеостатическая) фаза
21.11.2012, 22:20
Сосуществование различных животных в стае требует определенного эмоционального взаимодействия между ними, как между людьми в семье. Эмоциональная адаптация животных друг к другу возможна только через механизмы привыкания (исчезновение реакций). В развитии организма существует чувствительная стадия, в течение которой формируется эмоциональный гомеостаз и его границы. Именно он определяет отдаленные (будущие) возможности животного к привыканию. Проводились исследования: щенков помещали во все более и более обогащенную среду (с дополнительными раздражителями) в 5-, 8-, 12– и 16-недельном возрасте. Оказалось, что щенки, выращенные в обедненной (однообразной, лишенной разнообразных стимулов) среде, т. е. «стимул-слабые», помещенные впервые в обогащенную среду в возрасте 12 или 16 нед, вели себя трусливо и искали менее обогащенную среду. А те, что были выращены в условиях обогащенной внешней среды («обогащенные»), легко доминировали над «стимул-слабыми». Процесс взаимодействия со стимулами внешнего мира, классифицируемых как известные (неизвестные), необходимые, неприятные или безразличные, аналогичен процессу межвидовой социализации. Можно выделить стадию облегченного самопроизвольного (спонтанного) научения, которая начинается с момента начала функционирования сенсорных систем собаки и исследования ею внешних стимулов (в возрасте 3 нед) и заканчивается в тот период, когда развивается страх перед неизвестным в 12 (± 2) нед. Эта фаза научения обладает теми же признаками, что и межвидовая социализация (легкость запоминания), но для закрепления необходимо подкрепление, низкий уровень генерализации (обобщения) и т. д.