Навыком может быть любое действие, в том числе и невидимое (недоступное для непосредственного наблюдения), сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэтапной сознательной регуляции и контроля. Иначе говоря, навык – это такое действие, которое воспроизводится безотказно, быстро и однообразно, независимо от внешнего влияния. Принято различать навыки перцептивные, обеспечивающие узнавание объекта, интеллектуальные, автоматизирующие применение способа или приема решения задач, и двигательные. В процессе дрессировки формируются практически все эти виды, причем даже тогда, когда вы отрабатываете у собаки, казалось бы, только двигательный навык. Перцептивные навыки осваиваются как бы сами собой, а необходимы они, например, для узнавания и различения команд. Навык нельзя свести к условному рефлексу или сравнить с совокупностью условных рефлексов. Любое завершенное поведение животного (поведенческий акт) гораздо сложнее. Оно представляет собой совокупность наследуемых и приобретенных элементов поведения, взаимодействие которых происходит под управлением и контролем интеллектуального аппарата животного. На скорость формирования навыка влияют: мотивация или лежащая в ее основе потребность; способность к научению; особенности подкрепления; режим тренировки; методика формирования и опыт животного по освоению других реакций и навыков. Под методикой формирования навыка понимают способ отработки его в целом или по частям, переход от одного уровня освоения к другому по показателям автоматизированности, скорости, устойчивости к различного вида торможению и т. п. Основную роль в становлении навыка играет упражнение или тренировка, т. е. повторное выполнение действия с целью его усвоения (овладения). При этом лучше уясняются задачи, закрепляются и автоматизируются действия. Важное условие успешности упражнений – медленный темп действий на начальном этапе. Преждевременное ускорение уменьшает возможность освоения и правильность выполнения действия. Однако длительные паузы при медленном темпе задерживают объединение отдельных действий в системы. Столь же важное значение имеет правильное распределение упражнений во времени. Если одни и те же упражнения выполнять непрерывно и долго, результаты не улучшаются, а ухудшаются вследствие утомления. Отдельные упражнения и вовсе не должны быть слишком длительными, а кроме того, виды упражнений должны чередоваться. Эффективность упражнений зависит от длительности перерывов между ними. При одном и том же количестве времени, затраченном на то или иное упражнение, слишком длительные промежутки между ними дают худшие результаты. Наиболее эффективно такое распределение упражнений: более частое повторение их в начале обучения и постепенное удлинение промежутков между ними по мере овладения навыком. В общем виде формирование навыка проходит в несколько этапов: – конструирование навыка; – первичная автоматизация, когда действие выполняется с ошибками, медленно и не всегда вызывается командой (умение); – дезавтоматизация (отмечается не всегда), т. е. ухудшение выполнения действия; – вторичная автоматизация, когда навык по своим признакам соответствует тому, что мы хотели сформировать. Главные показатели формирования навыка – скорость и качество выполнения действия. От навыка следует отличать умение, под которым понимают выполнение действий, не достигающих устойчивого и высокого уровня воспроизведения. Например, собака, уже знакомая с действием подхода по команде, не всегда правильно его делает или отвлекается в это время на посторонние раздражители, или вообще отказывается подчиниться, помчавшись за кошкой. Иначе говоря, умение отличается от навыка необязательностью выполнения требуемого действия, отказом от него или выполнением действия от случая к случаю. Кроме того, для умения требуется гораздо меньше повторений (количества упражнений). Освоение любого действия начинается с усвоения знаний и формирования представления об этом действии, а знания и представления формируются с помощью форм научения. Таким образом, становление навыка можно описать так: от знания к умению, от умения к навыку. Положительное влияние усвоенных навыков на овладение другим действием называют переносом навыков. Он имеет место, когда новые действия очень похожи на уже усвоенные. Больший опыт и большее количество усвоенных действий способствуют более быстрому овладению новыми навыками. Однако старые навыки порой отрицательно влияют на усвоение новых. Такое взаимодействие навыков называют интерференцией. Это случается, например, когда при выполнении какого-либо действия требуется заменить ранее усвоенный способ его выполнения на новый. Такую интерференцию называют ассоциативным торможением. Старый навык может оказывать отрицательное влияние и после овладения новым навыком. В этих случаях уже после усвоения нового способа возникают или задержки в применении нового способа действия, или повторение старых приемов. Такое бывает, когда собаку, подготовленную по общему курсу дрессировки (ОКД), пытаются переучить по курсу послушания IPO-1. Важнейшее средство устранения и предупреждения интерференции навыков – четкое противопоставление старого и нового способов действий (перемежающееся противопоставление). Навык, не обеспечивающий получения подкрепления, затормаживается или может забываться (дезавтоматизироваться) в результате длительного невостребования. Если животное в течение продолжительного времени при воспроизведении навыка не получает того, ради чего оно его освоило, навык затухает, это же происходит, если он долгое время не воспроизводится животным по нашей команде (не тренируется).