Подготовка служебной собаки немыслима без дрессировки. Дрессировка необходима и в обыденной жизни. Необученная собака всегда причиняет много беспокойства своему владельцу и может легко попасть в беду. О том, какое значение придается дрессировке в служебном собаководстве, достаточно красноречиво говорит то, что согласно выставочным правилам, введенным в 1951 году, ни одна породистая собака, какие бы экстерьерные достоинства она не имела, не может получить приза, если пет свидетельства о дрессировке. Дрессировка имеет значение и для наследственности. Замечено, что если дрессировать собаку из поколения в поколение, то последующие поколения будут более восприимчивы к дрессировке, нежели первые. Это лишний раз подтверждает одно из драгоценных положений советской биологии об изменяемости организма и дает нам в руки могучее оружие в деле воспитания у животного нужных нам рефлексов. При дрессировке происходит усовершенствование нервной системы. Не случайно наши школы дрессировщиков с наибольшей охотой берут именно любительскую собаку. Замечено, что собака, выращенная в питомнике, всегда отличается от собаки любителя: вторая — лучше, превосходя первую восприимчивостью в дрессировке. И это понятно, ибо именно благодаря непрерывной тысячелетней близости к человеку собака стала такой, какой мы ее знаем. В питомнике же, как бы ни был там хорош уход, она общается с человеком меньше; отсюда и разница. Вот эта восприимчивость и есть та самая «интеллигентность», которой мы добиваемся в каждом животном. Запомните: именно благодаря правильному воспитанию и дрессировке достигается то полное достоинства поведение животного, которое всегда служит предметом тайной зависти каждого начинающего собаковода. Само собой не приходит ничего. Обычно любитель бывает очень поражен и даже обескуражен, узнав, что дрессировать собаку должен он сам. Не пугайтесь! Дрессировка вовсе не такое хитрое дело, как кажется со стороны. Для людей несведущих это почти колдовство, но при ближайшем ознакомлении все оказывается очень просто. На чем основана теория дрессировки? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно хотя бы в общих чертах познакомить читателя с наукой о рефлексах, родиной которой является наша страна. Гениальный русский ученый-физиолог академик Иван Петрович Павлов всю свою долгую жизнь занимался изучением нервной деятельности животных, главным образом собак. Он создал стройное учение о рефлексах, обогатившее сокровищницу человеческих знаний и позволившее проникнуть в тайное тайных живой природы — в работу коры головного мозга. Павлов сумел научно объяснить, какие процессы происходят в мозгу животного. Он доказал, что все нервные проявления можно разделить на два вида: безусловный или врожденный рефлекс (инстинкт) и рефлекс условный, который приобретается животным при жизни как реакция на внешний раздражитель. К безусловным рефлексам, или инстинктам, относятся: пищевой, ориентировочный, оборонительный, половой, родительский. Собаку не надо учить есть — она умеет это делать от рождения (пищевой инстинкт); она сама находит дорогу к дому (ориентировочный инстинкт); если ее ударить, она отбежит или будет защищаться, набросится на вас (оборонительный инстинкт); у нее всегда сильно проявляется естественное стремление к размножению (половой инстинкт); она защищает своих детей, кормит, заботится о них (родительский инстинкт). Другое дело — условные рефлексы. Животное не родится с ними: оно приобретает их при жизни. Например, вы говорите: «сидеть!» и силой принуждаете собаку сесть. После нескольких повторений она будет садиться уже по одному вашему устному приказу, без физического воздействия. Значит ли это, что она поняла человеческую речь? Нет, конечно! Просто звуки команды «сидеть» соединились в ее мозгу с представлением об определенном физическом действии, с положением «сидеть» — и она стала садиться, не ожидая, когда вы принудите ее к этому рукой. Мы говорим, что установился рефлекс. «Рефлекс» в буквальном переводе с латинского значит «отражение». Собака именно отражает ваши желания, как зеркало отражает ваше лицо: она выполняет приказ, не воспринимая его сознательно, не понимая его значения. Попробуйте сказать ей: «присядь» или «посиди», и вы убедитесь, что эти слова ровно ничего не будут значить для нее — она не сядет. В сущности, выработкой нужных рефлексов у вашей собаки вы занялись с первого дня, как она появилась в вашем доме. И приучение к месту, и привычка принимать пищу в определенные часы — все это рефлексы. Таким образом, дрессировка — дальнейшее логическое развитие вашей работы по воспитанию собаки, и главным помощником вам здесь будет сама собака, ее сообразительность. Вспомните, как быстро приучается собака к заведенному порядку. Когда все лягут спать — и она убирается в свой угол, а если ходит, то тихонько, как говорится, на цыпочках; утром, в положенный час, она сама разбудит вас — придет и положит морду на постель. Она знает, когда вы приходите с работы, когда пойдете с нею гулять. Любой из нас не раз поражался понятливости собаки. Вот сценка из жизни. На краю стола лежит кусок колбасы — собака его не трогает. Но вот вы содрали шкурку и положили рядом с куском; и тотчас ваш пес подходит и без всякого стеснения берет пастью шкурку, хотя прежде никогда ничего не брал со стола. Оказывается, он отлично уразумел, что шкурка — его, что когда хозяин очищает ее, то всегда отдает ему; и он берет ее, как принадлежащую ему по праву. А вы никогда даже и не догадывались, что пес способен на такие тонкости психологии! Все это — чистейшие рефлексы. Рефлексы могут устанавливаться и без вашего участия. Вечером, перед сном, вы заводите будильник — и вдруг ваш пес вскакивает и бежит к дверям. Он уже знает, что это всегда предшествует вечерней прогулке. К числу таких рефлексов относится и случай с колбасой и многие другие. Каждый из вас, вероятно, ловил себя и на таком наблюдении: прошло несколько лет, как собака поселилась в вашем доме, и вот однажды вы обнаруживаете, что она превосходно знает (конечно, в пределах своего круга представлений, как говорит Энгельс) значение слов «пошли», «гулять», «улица», «домой» и многих, многих других. Нередко она даже различает вас и ваших домашних по именам. Нередко усваивает суть целых фраз. «Ну, будем ложиться спать», говорите вы; пес сейчас же направился на место и улегся именно спать, свернувшись клубком. Вы сказали: «Кто-то идет» — пес немедленно с лаем бросился к окну, чтобы увидеть, кто же идет. Все это рефлексы, приобретенные собакой за время совместной жизни с вами. Рефлексы вырабатываются на протяжении почти всей жизни, но они могут и угасать, если их постоянно не подкреплять, не поддерживать повторением или если они сделаются бесполезными животному. На учении И.П. Павлова об условных рефлексах и построена сейчас вся техника дрессировки служебных собак. Сам Иван Петрович придавал очень большое значение дрессировке как средству воздействия человека на живые силы природы в его неустанном труде и борьбе за переделку и использование этих сил — средству, преобразующему живой организм. «Можно принимать, — писал Павлов, — что некоторые из условных вновь образованных рефлексов позднее наследственностью превращаются в безусловные». Живым подтверждением этому может служить вошедшая в пословицу преданность собаки. Когда-то, у первых древних собак, это был условный рефлекс, возникший в результате одомашнения. За тысячелетия непрерывного тесного общения с человеком он перешел в безусловный, стал потребностью. Можно найти и другие примеры. Долгое время считалось в охотничьем собаководстве, что красные сеттеры идут за дичью только по «третьему полю», то есть на третий сезон натаски. Сейчас путем отбора наши охотники добились того, что красный сеттер работает уже к концу первого сезона. Павлов поделил всех собак, подобно тому, как делят и людей, на четыре типа нервной деятельности: 1) слабый тип (меланхолики); 2) уравновешенный, подвижной тип (сангвиники); 3) возбудимый, безудержный тип (холерики) и 4) инертный, малоподвижный тип (флегматики). Нередко для собак одной породы характерен и какой-либо один, присущий им тип. Восточноевропейская овчарка — в массе сангвиник; доберман-пинчер — холерик; флегматика чаще встретишь среди сенбернаров, догов. Самый желанный — тип устойчивой нервной деятельности, уравновешенный, подвижной тип, то есть сангвиник. Он и дрессируется лучше, и хлопот с ним в обыденной жизни меньше. Собака с повышенной чувствительностью требует более мягкого, я бы сказал бережного, отношения к себе. Таким был Джекки. В восьмимесячном возрасте он перенес гиперемию мозга вследствие сильного испуга; собаку удалось спасти, но осталась повышенная возбудимость. Закричи на него — наступит торможение, а скажешь спокойно — все сделает, «разобьется в лепешку». Это необходимо учитывать при дрессировке. Павловская школа открывает перед советскими кинологами неограниченные перспективы. Применение павловских принципов дало уже чрезвычайно ощутимые результаты. В частности, это сказалось в годы Великой Отечественной войны, когда мы сумели наиболее полно и разнообразно использовать собаку в боевых условиях. Собака стоит третьей на зоологической лестнице, после человека и обезьяны. А наука о рефлексах учит, что чем сложнее по своей нервной системе животное, тем совершеннее переработка им раздражений, поступающих из внешней среды, тем ярче его реакция и, следовательно, тем больших успехов можно добиться в работе с ним путем систематической и последовательной дрессировки. Можно перейти от слов к жестам — и собака будет отлично понимать вас, исполняя любое ваше приказание без слов, по движению пальцев, взмаху руки. Это будет более сложный, вторичный рефлекс. Что же такое дрессировка? Дрессировка — это воспитание у животных нужных нам условных рефлексов, развитие полезных врожденных и торможение ненужных. Как уже говорилось выше, ряд приемов ваш питомец может выучить в первые месяцы жизни, играя. Систематическая дрессировка начинается с восьми месяцев (в последнее время раздаются голоса, что ее можно начинать даже раньше). Из чего она состоит? Полный комплекс обучения служебной собаки складывается из двух курсов: общего курса дрессировки (его еще иногда называют циклом общего послушания или воспитательно-дисциплинарным циклом, сокращенно — ВДЦ) и специального курса. Общее послушание обязательно всем собакам. Специальный курс проходится по желанию владельца. * * * Ниже приводится перечень основных приемов и команд общего курса дрессировки: * * * Посадка — команда «сидеть» Укладка — команда «лежать» Стояние собаки — команда «стоять» Хождение рядом — команда «рядом» Свободное состояние собаки — команда «гуляй» Подзыв собаки — команда «ко мне» Запрещение нежелательных действий — «команда фу» Поощрение — команда «хорошо» Приказ уйти на место — команда «место» Аппортировка и подноска брошенного предмета) — команда «апорт» Взятие принесенной вещи из пасти собаки — команда «дай» Прыжок через препятствие — команда «барьер» Преодоление лестницы — команда «лестница» Хождение по буму (бревну) — команда «вперед» Подача голоса (лай) — команда «голос» Плавание — команда «плыви» Приучение к выстрелам (без команды) * * * Предметы, необходимые при дрессировке: ошейник, поводок длиной в 1,5 метра с карабином для пристегивания к ошейнику, учебный поводок длиной 20–15 метров (обычно изготовляется из тесьмы или крепкого шнура самим любителем), аппорт — деревянная чурка, напоминающая гантель, с которой тренируются спортсмены-гиревики. Длина ее не превосходит 18–20 сантиметров, а толщина должна свободно допускать схватывание аппорта пастью. В редких случаях для отдельных собак (главным образом, при обработке команды «фу!») разрешается применять хлыст. Но как система плетка не нужна. Так же ограниченно нужен и строгий ошейник — парфорс. Вся дрессировка обычно осуществляется на лакомство. После каждого удачно исполненного приема вы даете собаке кусочек мяса, сахара или (если у нее достаточно ярко выраженный пищевой инстинкт, говоря попросту — она жадна к еде) просто хлеба, сопровождая это лаской — сглаживанием, повторяя при этом: «Хорошо, хорошо…» Не давайте лакомство большими кусками, иначе оно потеряет для нее иену. Со временем, когда ваш пес уже будет хорошо знать приемы и послушно выполнять их, лакомство дается не каждый раз, а через несколько повторений. Ласка, ободрение («хорошо, хорошо») необходимы во всех случаях послушного, исполнительного поведения животного. Весь курс общего послушания можно свободно пройти за 1,5–2 месяца. Не надо затягивать дрессировку: собаки возрастом свыше трех лет поддаются дрессировке хуже. Теперь переходим к изложению техники обучения приемам. Посадка(команда «сидеть»). Есть два способа. Первый: вы показываете собаке кусочек лакомства и спокойно, но внушительно повторяете: «Сидеть!» Собака смотрит на кусок, поднятие головы вызывает у нее потребность сесть — она садится. Остается только путем повторения связать это действие животного с командой. Более активен второй способ. Кладете левую руку на крестец животного и, приговаривая: «Сидеть!», нажимаете, вынуждая сесть. Правой же рукой слегка подергиваете поводок влево и чуть вверх, как бы осаживая собаку. Так повторяете до тех пор, пока она не научится садиться по одной команде «сидеть». Если собака не слушается, срывает прием, следует сделать резкий рывок поводком или удар правой рукой под поводок (вверх: «Сидеть!»). Затем производится приучение к жесту. Командуя, одновременно выбрасываете согнутую в локте правую руку вперед на уровне плеча. Постепенно животное привыкнет к жесту и будет выполнять прием по одному движению руки. Жест обычно употребляется при отходах. После того как прием усвоен, приучают к выдержке. Пристегнув длинный учебный поводок и посадив собаку, медленно отходите от нее (первое время лучше пятиться, чтобы не упускать из виду), настойчиво повторяя: «Сидеть!» С каждым разом расстояние отхода увеличивается. Собака не должна передвинуться, хотя бы на сантиметр. Если она попытается последовать за вами, немедленно останавливаете ее резким рывком поводка с одновременной командой: «Сидеть! Место!» Поводок не должен быть натянут: иначе он может сорвать собаку. Со временем надобность в поводке отпадает. Пес научится выдержке, будет послушно выполнять все команды, поданные на расстоянии, и терпеливо ждать, когда хозяин подзовет его к себе. Не надо увлекаться длинным поводком, сначала нужно четко отработать прием на коротком, потом переходить к работе на расстоянии. Обязательно разнообразить отходы, проделывая их то медленно, то в более ускоренном темпе, бегом; обойти вокруг собаки; пройти поперек площадки. Когда отход совершается бегом, — смотреть через левое плечо; а то, бывает, дрессировщик бежит, а собаки уже давно нет на месте. Сразу остановиться, если собака сорвала. Примерно таким же путем отрабатывается выдержка и при обучении другим приемам. На развитие выдержки у собаки нужно обратить самое серьезное внимание. Выдержка дисциплинирует животное и не раз будет сугубо необходима и в обыденной жизни, и в работе. Укладка(команда «лежать»). Обычно выполняется из положения «сидеть». Придерживая собаку за холку левой рукой, правой берете концы лап (так, чтобы ваш указательный палец оказался зажатым между ними) и, повторяя: «Лежать, лежать!», оттягиваете их вперед, — собака ложится. Собака часто заваливается набок; вначале не обращать внимания, потом добиваться, чтобы ложилась строго правильно — передние лапы вытянуты вперед, задние подтянуты под себя. Когда рефлекс будет закреплен, переходите к жесту (при отходах). Жест команды «лежать» — правая рука вытянута вперед ладонью вниз, на уровне плеча, затем энергичный взмах вниз, как бы указывающий на землю, на пол.
|