Под торможением принято понимать снижение выраженности или исчезновение какой—либо реакции или действия животного, т. е. если мы заставили исчезнуть или измениться что—нибудь в поведении наших собак, можем смело говорить, что мы затормозили реакцию. Термин этот пришел из физиологических лабораторий, как и метод ориентировочного торможения. При изучении условно—рефлекторной деятельности было замечено, что начавшаяся или текущая деятельность животного прекращается или значительно изменяется при действии раздражителей, вызывающих ориентировочную реакцию. Если же посторонний раздражитель начинает действовать до начала или одновременно с действием условного раздражителя, то условный рефлекс может и вовсе не проявиться. Как правило, разнообразные новые или необычные раздражители внешнего мира приводят к появлению сложных реакций, направленных на лучшее их восприятие, необходимое для анализа биологического значения этих раздражителей для животного. Это называют ориентировочной реакций, а иногда отвлечением. Другими словами, если мы и наши собаки слышим или видим что—нибудь очень новое или необычное, то прекращаем заниматься тем, чем так увлеченно занимались до этого, чтобы выяснить, что это там такое происходит и чем это может нам грозить. Длительность ориентировочной реакции и ее выраженность зависит от силы раздражителя и его необычности (новизны), а также от индивидуальных особенностей собаки. Поэтому в одних случаях прекращенная деятельность восстанавливается почти сразу же, после прекращения действия постороннего раздражителя, а в других может отсутствовать от нескольких часов до нескольких лет. Для прекращения нежелательного поведения можно использовать в качестве раздражителей звуки (хлопок в ладоши, выстрел из детского пистолета, звон строгого ошейника, а также звон металлической банки из—под кофе, набитой гайками, возглас, крик и т. п.), зрительные и световые эффекты от предмета (внезапно упавшего перед мордой собаки или фотографическую вспышку), тактильные (неожиданное касание собаки брошенным ошейником или дробью, выпущенной из рогатки) и все, что вы можете придумать, лишь бы это было необычным для собаки. Впервые в дрессировке метательную цепь стал использовать известный немецкий дрессировщик XIX в. К. Мост, его пользуются и до сих пор. В 1984 г. английский дрессировщик и зоопсихолог Д. Фишер соединил несколько медных пластин (дисков) и создал прибор, издающий необычный, с точки зрения собаки, звук, вызывающий у нее выраженное ориентировочное торможение. Использование этого прибора, получившего название метода дисков, сейчас очень распространено на Западе. Как уже говорилось, очень важна сила раздражителя. С одной стороны, может случиться так, что собака не обратит никакого внимания на него и будет продолжать заниматься неблагопристойным делом. Но, с другой стороны, хлопок в ладоши, например, приведет в смятение карликового пуделя, а выстрел из детского пугача не вызовет никаких эмоций у московской сторожевой. И даже представители одной породы могут по—разному реагировать на ваши воздействия. Поэтому сначала изучите особенности своей собаки. Момент подачи тормозного раздражителя также играет большую роль. Гораздо эффективней подавать его тогда, когда собака только готовится совершить проступок, а не во время него. Метод ориентировочного торможения может быть полезен во многих случаях. Например, ваша собака подошла к помойке и потянулась к большой и аппетитной, с ее точки зрения, кости. Вот тут—то самое время бросить как можно ближе к ней жестяную банку с гайками, строгий ошейник или включить автомобильную сирену. Если собака беспричинно бросается на прохожих, попробуйте попасть ей в бок брошенным строгим ошейником – боль небольшая, но неожиданность сыграет свою роль. Нежелательное поведение после одного урока может и не исчезнуть, а при повторении старайтесь применять другие раздражители, иначе к постоянно применяемым собака привыкнет.
|