Плохое послушание собаки, т. е. негарантированное, медленное или не совсем правильное (например, не законченное) выполнение команд может происходить в нескольких случаях: – собака плохо выдрессирована; – навык утратил свои свойства в результате отсутствия тренировки; – иерархические взаимоотношения собаки и человека некорректны; – собака больна; – внешние условия слишком неадекватны привычным; – владелец сам научил собаку не подчиняться. Чтобы представить себе, что значит отдрессировать собаку, вспомните себя подростком, впервые переступившим, к примеру, порог школы художественной гимнастики. Это я к тому, что можно прочитать книгу об упражнениях на бревне и приобрести представление об этом, но при этом быть совершенно неспособным воспроизвести действия как должно. Вас это не удивит, поскольку вы прекрасно понимаете, что нужно эти действия тренировать, т. е. многократно повторять, каждый раз исправляя ошибки. Через полгода постоянных тренировок под руководством человека, который акцентирует ваше внимание на неправильном и подчеркивает правильное, вы научитесь воспроизводить базовые (основные) движения, т. е. приобретете умения. Но ваши действия будут уступать действиям спортсмена в точности, быстроте, эффективности, силе и, наконец, красоте. Именно этим отличается умение от навыка. Чтобы действия приобрели свойства навыка, нужно продолжать их тренировать. Другого пути нет, и нам это понятно. Но почему в отношении собак мы считаем, что они рождаются уже с понятием, что такое «Фу!» и «Ко мне!». Почему мы считаем, что для выработки навыка у собаки достаточно 2–3 занятий? Чтобы стать спортсменом и выступать со своей собакой на соревнованиях (т. е. выработать у нее соответствующие навыки), необходимо к сроку освоения базового курса дрессировки (а это 3–4 мес) прибавить еще минимум год. Так что прежде чем требовать от собаки безоговорочного послушания, ее надо этому научить (т. е. отдрессировать) в полном смысле этого слова. Обратитесь к методу 12 (просто дрессировка) – там сказано, что вам нужно при этом делать. Если вы считаете, что дрессировали собаку сколько нужно, попробуйте оценить еще одну сторону своего дрессировочного процесса. Дело в том, что дезавтоматизация навыка может происходить еще и потому, что при его выработке допускались широкие границы. Например, при отработке движения по команде «Рядом!» вы время от времени разрешали собаке тянуть, останавливаться, принюхиваясь, отходить в сторону, отставать или забегать вперед. Признайтесь самому себе, что это случалось. В связи с этим у собаки сложился довольно размытый образ навыка, и поэтому она выполняет одно и то же действие не всегда одинаково. В этом случае вам необходимо четко представить самому себе поведение собаки по той или иной команде, взять собаку на поводок и тренировать навыки именно так, как вы этого хотите. При этом любое несоответствие вашему представлению должно жестко пресекаться. Сколько вам придется тренировать собаку на поводке, зависит от ее возраста, опыта, вашего упрямства и последовательности. Но предупреждаю: не торопитесь отстегивать поводок. Положим, вы отходили с собакой положенный срок на дрессировочную площадку и даже сдали испытания. Нужно ли вам дальше тренировать ее? Просто необходимо, потому что в противном случае обретенные навыки собака утратит. Тренироваться – это значит моделировать различные ситуации и использовать отрицательное и положительное подкрепление. Возьмите себе за правило одну прогулку в неделю посвящать тренировке у собаки тех навыков, которые вы постоянно используете. Если пес непослушен из—за плохого самочувствия, это обсуждению не подлежит. Он, безусловно, имеет на это право. И если это так, то по выздоровлении его послушание должно улучшиться. Кстати, послушание ухудшается у сук в состоянии эструса и у кобелей, если в округе появляются течные суки. Ваша собака не будет вас слушаться, если она не считает вас доминантом по отношению к себе. И будет слушаться от случая к случаю только тогда, когда будет считать это целесообразным, если относится к вам как к равному ей по иерархическому статусу. Я подчеркиваю: нужно посмотреть на ваши взаимоотношения именно глазами собаки. Владельцы очень часто льстят себе и ошибаются. Возможно, вам следует откорректировать иерархические взаимоотношения. Часто собака плохо слушается в связи с тем, что владелец научил ее безразлично относиться к командам, т. е. не подкреплял их ни положительно, ни отрицательно. Например, отпускал недоученную собаку гулять без поводка или при необходимости подозвать собаку без конца повторял команду, а если она не подходила, сам шел к ней. Команда в этом случае перестала быть сигналом каких—либо последствий для собаки (как положительных, так и отрицательных) и стала для нее безразлична. По сути дела, при этом происходит негативное научение – привыкание. В лабораторных условиях были поставлены очень любопытные опыты. Оказалось, что если к какому—то раздражителю выработать привыкание, сделать его безразличным для собаки, то выработать условный рефлекс с использованием этого раздражителя уже невозможно! Попробуй потом докажи собаке, что команда «Ко мне!» что—нибудь означает. В этом случае очень полезно сменить команду, например вместо «Ко мне!» подзывать ее командой «Эй!». Возьмите своего пса на поводок и 1–2 мес отрабатывайте с ним новую команду (новый навык), исключая возможность неподчинения. Причем не ждите реакции, сразу после команды заставляйте его выполнить требуемое. К сожалению, чем старше собака, тем дольше придется работать с ней на поводке. Собака может плохо слушаться еще и потому, что владелец вырабатывает послушание не на одну, а на не сколько команд. Вот типичный пример. Владелец дает команду «Сидеть!», свято веря в то, что уже выдрессировал своего пса. И ждет ответной реакции, которой нет. Тогда он повторяет команду несколько раз, но пес все равно не слушается. Наконец он выходит из себя и, разозлившись, довольно грубо заставляет собаку подчиниться. Хозяин считает, что после такого энергичного «мероприятия» собака следующий раз сядет по первой же команде. Но она получает примерно такую информацию (и запоминает ее!): хозяин выходит из себя после пятой команды, поэтому досчитай до четырех и садись. В этом случае ваша задача – изменить представления собаки. Часто случается и так: хозяин дает команду и ждет соответствующей реакции собаки 3, 5, 10 с. На 11–й с его терпение заканчивается, и той приходится резво выполнить заданное. В результате этого у собаки вырабатывается типичный отставленный рефлекс, т. е. рефлекс только на время хозяйского терпения. Это тоже было подтверждено в лаборатории. Например, если вливать молоко собаке в рот через 9 с после условного сигнала, то слюна начинает выделяться на 8–й секунде; если отодвинуть вливание молока до 15 с, то через некоторое время слюна будет выделяться только на 14–й с. В результате выработки отставленного рефлекса животное проявляет реакцию непосредственно перед подкреплением. Поэтому найдите в себе силы и следите за собой, доказывая собаке, что она ошибалась в оценке ваших талантов дрессировщика. Послушание может обернуться неповиновением еще и потому, что перестает быть целесообразным для собаки. Мы ведь используем положительное подкрепление только во время дрессировки собаки, после чего почему—то считаем, что в этом уже нет необходимости. Но ведь действия, которые не приносят пользы организму, становятся ему ненужными. Сами—то мы не делаем бесполезных для себя вещей и были крайне удивлены, если бы кто—нибудь принуждал бы нас к этому. Почему же мы требуем выполнения таких действий от собаки? Согласитесь, многие собачьи навыки нужны нам, а вовсе не им, а навыки, лишенные подкрепления, становятся еще более бессмысленными. И вообще, может быть, вы заметили, что наше воспитание (и людей, и собак) построено на наказании. Разве мы хвалим наших собак, детей и других социальных партнеров, когда они ведут себя правильно? Но стоит им ошибиться, как тут же они получают от нас косой взгляд, окрик или оплеуху. Но дело здесь даже не в оплеухе или ее эквивалентах, а в том, что мы как бы не замечаем, игнорируем положительное поведение. Нашим социальным партнерам еще и поэтому трудно решить, что нам нужно и что нам нравится. Поразмыслите над тем, что больше всего нравится вашей собаке и, устраивая тренировочные занятия раз в неделю, используйте это в качестве положительного подкрепления. Пусть она получит то, что ей нравится, только делая то, что нужно вам. Но и в другие дни не оставляйте послушание своего питомца без внимания, хотя бы просто говорите ему ласковые слова и гладьте его. В некоторых случаях мы просто отучаем собак слушаться нас, причем делаем это очень активно и с использованием отрицательного подкрепления. Например, в случае подзыва собаки по команде «Ко мне!». Как это ни парадоксально, но, подзывая собаку, мы по сути дела наказываем ее, а правильней сказать, используем отрицательное подкрепление по отношению к подходу собаки к нам. Вот как это происходит. Мы подзываем собаку и берем ее на поводок – ограничение свободы воспринимается ею как негативное последствие подхода. Берет ее на поводок или просто по команде уводим домой, а все собаки любят гулять и не хотят идти в скучную квартиру. Подзываем собаку и прекращаем ее веселую игру с приятелями – тоже негативное последствие подзыва, подзываем и отнимаем у нее любимую косточку – кому это понравится. Наконец, подзывая собаку, мы тем самым прерываем ее исследовательское поведение (всякое там обнюхивание, разглядывание и т. п.), кстати, очень важное для собаки. Перечень негативных последствий подхода можно продолжить, но, я думаю, и этого достаточно, для того чтобы понять, почему собаке не хочется подходить к нам. Да и не следует этого делать – так и вы скажете, поставив себя на место собаки. Обстановка, в которой проявляется та или иная форма поведения (ситуация, внешние или посторонние раздражители), далеко не безразлична для собаки. В несвойственной для нее обстановке поведение меняется к худшему, реакции замедляются, а появление новых, необычных, сверхсильных раздражителей вообще сбивает собаку с толку. Воздействие таких раздражителей тут же вызывает ориентировочное поведение, направленное на их исследование, поэтому собака отказывается выполнять команды. В этом случае надо выработать у нее безразличное отношение к тому, что мешает ей жить.
|