Животное, как и человек, – индивид, оно имеет уникальный генотип. В процессе жизни индивидуальные генотипические свойства развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Животные отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, но и психологическими свойствами – способностями, темпераментом, эмоциональностью. Способности определяются как индивидуально-психологические свойства организма, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к успешной ее реализации. Передаются способности генетически, в виде задатков, а реализация задатков определяется многими факторами. Например, в одном исследовании крыс обучали находить путь в лабиринте. Из всех подопытных животных отбирали тех, которые справлялись с задачей наиболее и наименее успешно. Затем особей каждой группы («умных» и «глупых») скрещивали. В следующем поколении процедуру повторяли, и так – в течение шести поколений. Эксперименты убедительно показали возможность накопления генетической предрасположенности к успешному обучению. В следующем эксперименте предварительно отобранное поколение «умных» крыс выращивали в условиях обедненной среды, где они были лишены и разнообразных впечатлений, и возможности активно действовать. В результате оказалось, что такие крысы при обучении в лабиринте действовали на уровне «глупых» животных, выросших в естественных условиях. Противоположный результат дали опыты с выращиванием «глупых» крыс в обогащенной среде: у них показатели оказались примерно такими же, как что и у «умных» крыс. Эти исследования показывают значение условий воспитания для формирования способностей. Но не только общий вывод, который можно сделать на их основании, более значителен: факторы среды столь же важны, как и факторы наследственности, и иногда могут полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие последних. Под рабочими качествами собаки понимают наличие специфических психофизиологических особенностей, навыков, определенной степени работоспособности, отражающих ее готовность к выполнению какой-либо работы (службы, курса дрессировки). Большое значение для практики имеет работоспособность – способность организма к эффективной и быстрой деятельности. Работоспособность зависит от внешних условий, а также психических и физиологических особенностей организма. С точки зрения эффективности выполнения действий выделяют оптимальную, максимальную и сниженную работоспособность. Для выполнения какой-либо работы характерны стадии врабатывания, оптимальной работоспособности, компенсируемое и некомпенсируемое утомление. Работоспособность во многом зависит от тренированности. Рабочие качества собаки выявляются при помощи специальных тестов и оцениваются по степени освоения различных курсов дрессировок.
|