Антропология права (юридическая антропология) как наука
Антропология права (или юридическая антропология) стремится выяснить закономерности, социального и правового быта человеческих сообществ, выучить практику социальноправовой жизни. Достижения этой сферы знаний позволяют проникнуть в природу права через познание сущности человека и способствуют пониманию последней через познание сущности права. Именно этот "антропологический поворот" в правомышлении в свое время был толчком к выделению психологического фактора в правоотношениях, а впоследствии - увидеть в них символично-знаковую составляющую.
Гуманистическую природу права антропологи видят в способности человека к упорядочению, однако самого человека рассматривают не столько как внутреннюю психологическую структуру личности, сколько как то, как эта личность представляет себя другим, социуму. До недавнего времени в научной литературе не было анализа "человека юридического" как атомарного индивида, что особенно важно при анализе социального субъекта как репрезентатора индивидуальной правовой позиции в процессе правоотношений.
Вопрос о становлении этого знакового типа человека прояснила русская исследовательница О. Дьячкова. Она считает, что Homo juridicus существует в пределах, которые регламентируют соотношение "моего" и "нашего", "разрешенного" и "неразрешенного. А именно эти понятия стали своеобразными архетипами сферы правовых отношений как смысловые ядра социальнонормативной традиции, как типичное в социокультурном пространстве, как определенные константы правового бытия, как своеобразные модели межличностных взаимоотношений. То есть можем говорить о семиотической наполненности этих понятий, которые воспроизводят осмысленные прототипы градации правового сообщества.