Межвидовая социализация (межвидовое предпочтение, способность общаться с представителями других видов) несколько отличается от идентификации: – легко образуется, но требует постоянного подкрепления (тренировки), иначе угасает; – не распространяется на всех представителей вида, к которому выработано предпочтение, т. е. она индивидуальна. Щенок не имеет наследуемых программ, обеспечивающих механизмы его взаимодействия с другими видами животных, однако 12 тыс. лет одомашнивания (доместикации) показали, что такие взаимодействия возможны. Особенность собак, заключающаяся в социальном имприн—тинге (обучение определению, распознанию и запоминанию социальных партнеров), может дать возможность взаимодействия с другими видами животных и человеком. Несколько примеров. Щенков, выращиваемых практически в полной изоляции от людей, по одному изымали из привычной для них среды и передавали на неделю для тесного контакта (хэндлинга) с человеком, а после этого проверяли их реакцию на человека. Оказалось, что опасливое (трусоватое) отношение к человеку меньше проявлялось, если хэндлинг начинался, когда щенкам было 3–5 нед от роду, причем степень выраженности была минимальной в 5–недельном возрасте, а затем чувство опасности возрастало. Уменьшение или исчезновение страха перед человеком после хэндлинга больше всего проявлялось в возрасте 3 нед и было незначительным, когда со щенками начинали общаться в 5-, 7–и 9–недельном возрасте. В другом эксперименте разновозрастных щенков, содержащихся в таких условиях, как и в первом примере, ежедневно помещали на 10 мин в комнату с пассивно ведущим себя человеком (человек сидел на стуле и никакого внимания на собаку не обращал). При этом обнаружилось следующее: – в возрасте 3–5 нед щенок открыто и явно обследовал пассивного наблюдателя; – в возрасте 7 нед щенок только через 2 дня (два 10–минутных сеанса) начинал исследовать человека; – в возрасте 9 нед щенку требовалось 3 дня (три 10–минутных сеанса), прежде чем он начинал исследовать человека; – в возрасте 14 нед щенок не приближался к человеку. Легко напугать щенка в 12–недельном возрасте. Изолированное содержание и ручное вскармливание, контакт только с ограниченным кругом людей, исключение общения с другими людьми способствует формированию оборонительной реакции. Реакция страха была отмечена у всех исследуемых пород, хотя оборонительная агрессия у кокеров оказалась «более мягкой» чем, например, у басенджи, терьеров, бигли и шелти. По мнению многих зоопсихологов, щенки начинают демонстрировать дружелюбное поведение по отношению к незнакомому человеку, как только они способны это сделать (как только им позволит это сделать развитие их двигательной системы), т. е. начиная с 3–недельного возраста. Но степень проявления этого дружелюбия снижается почти прямо пропорционально в возрасте 5–9 нед, сменяясь оборонительным поведением (которое появляется с 5–не—дельного возраста). В возрасте 3–5 нед щенок почти мгновенно забывает о реакции страха, но с возрастом становится все более и более осторожным (продолжительность реакции страха увеличивается). С 12–недельного возраста для социализации требуются активные игры, а в возрасте 14 нед социализация, похоже, невозможна. В результате предварительных исследований можно установить срок спонтанной социализации с другими видами животных, начиная с первого столкновения. Вероятно, он заканчивается в возрасте 12 (±2) нед. Однако это не говорит о том, что привыкание (не импринтинг) не может развиваться в более позднем возрасте. Можно выделить и как бы разновидность межвидовой социализации: «социализацию типа» мужчина, женщина, подросток, ребенок, младенец, черный, белый, с бородой, без бороды, в шляпе, в белом фартуке и т. д. Могут выделяться признаки, связанные с животными (их размеры: собака и волк больше койота), породные особенности и т. п. Сроки, качество и способность к контакту с большим или меньшим количеством видов варьируют и определяются как внутренними факторами (породными и индивидуальными особенностями), так и внешними (оборонительное поведение матери, условия выращивания и т. п.). Социализация собаки зависит от наличия контактов с человеком в период от 3 до 12 (±2) нед жизни и должна подкрепляться постоянными контактами с человеком. Ограничение контактов способствует развитию настороженности по отношению к человеку или боязни его и служит основой для формирования нежелательного поведения: трусости, повышенной тревожности, осторожности, фобий по отношению к некоторым типам людей (детям, мужчинам и т. д.). Занятия по социализации предусматривают: – общение с различными типами людей в период от 3 до 12±2 нед жизни щенка облегчает обобщенную социализацию по отношению к человеку; – общение с животными других видов и собак других пород способствует выработке межвидовой социализации и снижает возможное агрессивное поведение собак по отношению к этим видам животных; – межвидовая социализация снижает какие—либо выраженные социальные предпочтения.
|