Любая собака, независимо от породы, должна быть хорошо воспитана. И это воспитание не ограничивается выполнением нескольких команд. Главная его цель — вырастить собаку понятливую, удобную и беспроблемную в общении, управляемую в определенных рамках. Иначе владелец не будет иметь покоя, а собака — долгой жизни. Да-да, именно так: пес, незнакомый с командами «рядом» и «ко мне», легко может оказаться под колесами автомобиля. В широком смысле воспитание собаки и заключается в том, чтобы привить ей понятия «можно» и «нельзя» и добиться, чтобы она знала и помнила, что именно ей делать не следует, даже в моменты, когда хозяин ее не видит. Существует мнение, что собака понимает только команды и не способна к обобщениям. Его придерживаются те, кто вообще не держал собак, изучал их только теоретически или в лабораторных условиях, где собака не имеет возможности полностью реализовать свой потенциал, а также те, кто в силу своих личных качеств оказался не способным вступить с собакой в контакт, наладить взаимопонимание с ней. Собака — единственное домашнее животное, которое всегда готово выполнить желание хозяина. Ваш питомец будет охотно работать, не требуя другой награды, кроме ласкового слова или похвалы, тогда как другие животные дрессируются исключительно по принуждению или за лакомство. Воспитательный процесс всегда обоюдный. Помогайте собаке воспитывать вас, обратите внимание на свою выдержку, способность сохранять спокойствие, настойчивость в достижении цели, не перекладывайте на собаку свои неудачи и неурядицы. Щенок — существо особое, он быстро обучается и быстро забывает, он всегда игрив, легко утомляется, но не может, да и не должен долго оставаться неподвижным. А главное — это «сырая глина», из которой последовательным воспитанием можно вырастить все, что угодно. Чтобы ваши взаимоотношения со щенком приносили радость обоим, а процесс сначала воспитания, а затем и обучения принес плоды, станьте самым необходимым существом для щенка. Старайтесь больше времени бывать с ним, играйте и занимайтесь с ним каждую свободную минуту. Иначе зачем же вы его завели? Пусть ваш щенок увидит в вас источник не только пищи, но и любви, и ласки. Это произойдет не сразу, но когда ваша собака в присутствии других людей и собак предпочтет вас, считайте, что вы одержали первую большую победу. Как только щенок попадает к вам, сразу начинайте играть с ним, с полутора месяцев малыш неутомимо ищет обучающие ситуации, и если вы не предложите их ему, он организует их сам. Вряд ли он сам станет учить вести себя, как нужно вам, следовательно, обучение должно быть организовано хозяином. Первая и главная игра вашего малыша — «охота за мышкой». Мышку можно сделать из старого шерстяного помпона от детской шапки, если продеть сквозь него бельевую резинку. Резинка нужна, чтобы, подергивая за нее, оживить «мышку» при игре, не причиняя неудовольствия маленькому. Затем резинку можно заменить шнурком, помпон — матерчатой подушечкой, а затем резиновым мячиком. Игра заключается в том, что щенок всегда убивает «мышку» и уносит ее в укромное место. В игре могут принять участие все ваши друзья, знакомые и гости дома. Ваша цель в игре — развитие у вашего питомца уверенности в себе. Нормальные реакции взрослого необученного животного — недоверие, страх прикосновений, даже к хозяину. С этим нам как раз и нужно справиться. Лучше играть со щенком на его уровне — на полу, на коленях, пуская его временами забраться вам на грудь, ощутив полную победу. Но иногда дайте понять щенку, кто сильнее на самом деле. Для этого ненадолго подержите его в одном положении, прижав к полу. Злоупотреблять этим ни в коей мере нельзя, делать такое нужно редко, когда щенок, разыгравшись, вдруг больно вас укусит. Укус за руку — способ общения с хозяином. Нужно просто аккуратно научить малыша рассчитывать свои силы при общении. Нужно приучить щенка к гигиеническим нормам нашей жизни. На первом этапе можно оставить тряпку, которой мы убираем за малышом возле двери, уничтожая запах в других местах аммиачным раствором. На втором этапе, когда малыш привыкнет справляться на тряпке, вынесем тряпку на улицу в определенное место и завершим приучение. Для этого следует только выводить почаще малыша сразу после еды и питья в то место, где лежит его тряпка. Нужно помнить, что прогулки с полным животом никому не полезны, поэтому после еды выводят щенка только на гигиеническую прогулку. Нужно, чтобы малыш знал свою кличку, для этого любое обращение к нему начинаем с его имени. Когда он станет откликаться на имя, следует использовать кличку только для привлечения внимания. Затем нужно научить малыша подходить к вам. Кличкой, произнесенной с жесткими интонациями, затормозим процессы, отвлекающие вашего ученика, потом ласково подзовем, показывая желанный предмет, подбадривая похвалой при подходе. Поощрением ему может быть: дома — миска с едой, на улице — маленький кусочек лакомства или удачная охота на шерстяную мышку. Чтобы щенок знал место в доме, лучше кормить его именно на месте. Но заставлять насильно оставаться в его убежище нельзя, чтобы малыш не ощутил ничего неприятного там, где он считает себя в безопасности. Терпеливое и внимательное отношение постепенно приведет вас к желанной цели: щенок будет подолгу оставаться на месте. Обучайте малыша терпеливо и ласково, всегда в игре. Для развития хорошей хватки повесьте в дверном проеме шину от велосипеда на резиновом амортизаторе и покажите щенку, что это его игрушки. Потом, если ему случится грызть нечто нужное, обменяйте полезный предмет на подвешенную шину, это разовьет челюсти малыша и сбережет ваши вещи. Чтобы малыш научился пользоваться носом, проведем по полу полосу кусочком мяса и разложим на нее кусочки лакомства. Это очень важная игра, которая сделает вашего щенка следовой собакой. Нужно приучить щенка к поводку и ошейнику. Если сделать это с двух месяцев, играя с собакой, она этого даже не заметит. Поводок — важнейшая вещь вашей собаки: он обеспечивает ее безопасность. Следует определиться, что непозволительно нашему малышу, и строго придерживаться заведенного порядка, отвлекая его от запретных действий шлепком или рывком за поводок, но сразу за тем предложим ему интересную игру. Придется упомянуть, чего желательно не делать, если вы хотите хорошего приятеля: 1. Не отучайте его подходить к посторонним, не ругайте его при этом и тем более не наказывайте, иначе можно вызвать трусливую, а значит, неоправданно агрессивную реакцию по отношению к людям. 2. Не запрещайте становиться лапами на вас и ваших знакомых при подбегании поначалу, иначе собака будет соблюдать опасливую дистанцию. Дистанция затруднит контакт, ухудшит послушание, защиту. Лучше наклонитесь к малышу, чтобы ему легче было с вами общаться, и он не станет на вас запрыгивать. 3. Не выходите со щенком без лакомства, чтобы у него всегда был интерес к хозяину. 4. Не забывайте игрушку, общаясь со щенком, которая должна быть основным инструментом в общении. Ведь методики раннего обучения детей тоже предметны. 5. Не бейте щенка, не тычьте его мордочкой в его лужицы, лучше вывести его лишний раз. Полезней найти, за что похвалить малыша. 6. Не заставляйте его что-либо делать без его собственной заинтересованности. Иначе вы получите плохой механизм вместо хорошего друга. 7. Побольше играйте с ним, не оставляйте его без внимания. Иначе он научится легко обходиться без вас и ваших команд. 8. Не набрасывайтесь на малыша за то, что он подобрал что-либо с земли на улице, лучше научите его всегда к вам подходить по первой команде. После запрещения сразу ласково его подзовите. Такой подход сразу решит проблему подбирания. Все перечисленное касается малышей до пяти месяцев. Щенков постарше учить нужно соответственно пожестче, но всегда без прямого принуждения. Помните: щенок — это личность, а не игрушка, воспитывайте его, а не муштруйте. Ни в коем случае щенка нельзя бить, тем более избивать: вырастет озлобленный зверь либо трус и подхалим. У щенка в раннем возрасте очень развит инстинкт следования и, попав от матери в ваш дом, он будет следовать за вами и ориентироваться на ваши действия. Будьте внимательны, в буквальном смысле не спускайте с него глаз. Так вы легко сможете вовремя скорректировать его поведение, оградить от неприятностей, подбодрить, вселить уверенность в собственные силы. Заниматься со щенком начинайте в квартире, по мере усвоения навыков переносите занятия на улицу. С командами щенка надо знакомить в процессе игр, практически не применяя силу. Занятия начинайте с момента появления щенка в вашем доме, ведь с двух-, трехмесячного возраста до года собака находится в стадии наибольшей восприимчивости. Речь, конечно, не идет о суровых тренировках или отработке сложных действий, принятых в аджилити, обидиенсе или фристайле. Пока вы только готовите собаку к сложному обучению — если, конечно, вас это привлекает. Но основные навыки должны быть привиты с детства. В 8-10-недельном возрасте маленький щенок очень легко устает, ему не хватает внимательности. Поэтому не переусердствуйте. Старайтесь поначалу просто приучить щенка к себе, станьте для него вожаком. Мягко, но настойчиво объясняйте ему, что ваше слово — закон, а его дело — послушание. Общаясь со щенком, надо чувствовать границу и меру настойчивости и требовательности, через которые переступать нельзя. Иначе у молодого существа может произойти нервный срыв и от планомерного обучения придется на время отказаться, а возможно, и вовсе начать с нуля, даже если ранее какой-нибудь прием уже был усвоен. Любому владельцу необходимо знать, что собака, в особенности щенок, очень восприимчива и реагирует на хозяина «целиком». Другими словами, хозяин воздействует на нее комплексно: голосом, запахом, мимикой и жестами, даже одеждой. Основным вашим инструментом воздействия на собаку должен стать голос. Буквально с первых дней пребывания она быстро поймет, что укоризненный тон или «разнос» связаны именно с ее неправильными действиями. Команды нужно подавать ровным, спокойным голосом. Каждую из команд — с различной интонацией, так как собака буквально не понимает смысла сказанного, а очень хорошо различает именно звучание команды и интонацию, с которой вы их произносите. Будьте постоянны: собака не замедлит отреагировать на ваше требование. Одно из неизменных правил дрессировки — не подавать команду более трех раз. Причем первый раз подавайте команду ровным, спокойным голосом (ведь слух у собаки неизмеримо более острый, чем у человека, и, находясь рядом, ваш пес слышит буквально каждый ваш вздох). Если после первой подачи команды собака ее не выполняет, вам следует повторить команду с более строгой интонацией (но не криком) и если собака вновь не подчинится, подать команду еще строже и обязательно добиться своего. Пусть для этого вам придется применить хитрость или силу. После выполненной с таким трудом команды должен следовать короткий, но обязательно приятный для собаки перерыв и непременное поощрение лакомством. Занимайтесь по схеме: одно упражнение — перерыв на игру. На начальной стадии вполне достаточно 5-минутных занятий. Заканчивайте их положительными эмоциями, похвалой щенку. Поэтому не стоит разучивать новые или сложные команды в конце упражнения — пусть сделает то, за что вы сможете его похвалить. Ежедневно повторяйте отработанные команды и добивайтесь немедленного их выполнения. Убедитесь, что пес их усвоил, тогда переходите к следующим. Не ленитесь лишний раз похвалить щенка в случае удачного выполнения команды. Сказав «хорошо» с ласковой интонацией, погладьте собаку и дайте ей лакомство. Не скупитесь на ласку и открыто выражайте радость и одобрение при правильном поведении. Это тоже большое поощрение для собак, не менее значимое, чем пищевое подкрепление. Услышав одобрение, юный пес будет стараться еще больше. Не забывайте поощрять лакомством: сначала за каждый выполненный прием, затем реже, но при дрессировке лакомство должно быть у вас всегда с собой. Давайте его маленькими кусочками, чтобы щенок только ощутил его вкус, но не наедался. Ни в коем случае нельзя заставлять собаку работать после кормления — необходимо дать ей отдохнуть и переварить пищу. Также запомните: к моменту занятий собака должна быть здорова, выгуляна и не очень голодна. Если щенок не понял, чего от него требует хозяин, не стоит раздражаться и сердиться, пес будет работать только хуже. Если собака выполняет команду медленно, недостаточно четко, все равно похвалите ее — в следующий раз она выполнит прием лучше. Когда собака ошибается, поправляйте ее сначала лаской, затем, по мере обучения, — строгостью. Старайтесь не раздражаться, соберитесь, подбодрите щенка, повторите команду настойчиво, твердым голосом. Однако имейте в виду: на собаку наиболее эффективно воздействует тон вашего голоса, а не его громкость. Щенок должен усвоить, что дрессировка — не игра, и команда должна быть выполнена, несмотря ни на какие отвлечения. Иначе он решит, что выполнять команды не так уж и обязательно. И еще один важный момент. Когда-то предки нынешних домашних собак жили в стаях, где строго соблюдалась нерушимая иерархия. Вы, как воспитатель щенка, выполняете, по его понятию, роль вожака стаи. Но вожак стаи — это не только любовь, но и требовательность. Настойчиво, сохраняя спокойствие, добивайтесь выполнения команд при условии, что ваши требования разумны и учитывают возраст щенка. Если вам пришлось наказать собаку, не позволяйте ей удирать после наказания — с ее точки зрения, такая стычка закончилась в ее пользу, в крайнем случае вничью. Заставьте ее подождать разрешения. Но не забывайте, что в дрессировке ни в коем случае нельзя злоупотреблять наказанием. Пес должен уважать вас, а не бояться. Не идите на поводу у собаки — тем самым вы показываете, что готовы подчиниться, ставите себя рангом ниже. Все остальные члены вашей семьи, включая самого маленького ребенка, также стоят выше собаки в этой «табели о рангах». Это очень важно: подрастающий щенок не должен чувствовать себя сильнее кого-либо из домочадцев, он не имеет права покусать или ослушаться кого-либо из них. Многое в поведении собаки зависит от возраста. Например, в возрасте от трех до шести месяцев у щенков наступает так называемый период пассивно-оборонительной реакции. В это время они могут бояться незнакомых предметов, посторонних людей и т. п. Не отчаивайтесь — это пройдет, как только щенок переступит определенный возрастной рубеж. Постарайтесь осторожно знакомить пса с испугавшим его предметом, дайте понюхать его и не допускайте ситуаций, способных закрепить проявление пассивно-оборонительных реакций. Нежелательно, например, чтобы щенка в этом возрасте покусала взрослая собака или он, прыгая с излишне высокого «плацдарма», больно ударился — потом вам будет сложно учить его команде «барьер». Собака — существо сложное и многогранное. Она умеет любить, ненавидеть, испытывать муки ревности, тосковать и радоваться. Самое главное — понять ее внутренний мир, ее неповторимость и индивидуальность, не относиться к ней как к бездумному автомату. Никогда не забывайте о ее чувствах! Вы — вожак вашего четвероногого друга. Чем лучше вы будете исполнять эту нелегкую обязанность, тем крепче будет контакт между вами, тем успешнее пойдет дальнейшее обучение. Вы должны понимать, какие инстинкты движут вашим псом, и действовать в соответствии с этими инстинктами, а не наперекор им. Используйте простые, в одно слово команды, например «сидеть!» или «лежать!», а не «садись сюда» или «ложись тут». Во избежание путаницы все члены вашей семьи должны подавать собаке команды одинаковыми словами. Вознаграждайте хорошее поведение похвалой и лаской (причем искренне); во время обучения послушанию в качестве награды можно использовать лакомства. Не наказывайте собаку битьем или поркой, лучше повторяйте приемы обучения как можно чаще и настойчивее. Не позволяйте собаке забывать команды (это случается из-за отсутствия практики). Чтобы собака не скучала, разнообразьте график и перемежайте сеансы обучения игрой. Помните, что ваша собака хочет вам угодить. Будьте тверды и четко обозначайте свои желания, чтобы она понимала, чего вы от нее хотите. Завоюйте доверие собаки путем позитивных подкреплений, чтобы она понимала, когда вы ею довольны. Когда она неправильно себя ведет и при этом требует внимания, игнорируйте или поправляйте ее, но не ругайте на повышенных тонах и не бейте, в общем, не делайте ничего такого, что может заставить собаку бояться.
|