Одна из древнейших профессий собак, изначально относившихся к сторожевым широкого профиля. Волкодавов использовали все кочевые и осёдлые скотоводческие народы в местах с высокой плотностью волка. Сильнее всего в защите от волков нуждались овцы, поскольку крупный рогатый скот и лошади до определённой степени способны защититься от хищников самостоятельно. Овцеводство изначально было только отгонным, при этом кочёвки могли быть как на равнинах, так и в горах. В этих условиях овцам нужно задать направление, заставить двигаться и не позволить им разбегаться, особенно при нападении хищников. Собака могла пользоваться достаточно грубыми приёмами, сбивая овец в отару и вынуждая их двигаться. Оба приёма корнями уходят в охотничье поведение: хищники, прежде чем напасть на стадо, кружат вокруг него, затем делают броски, вынуждающие копытных бежать. Завершающий элемент — нападение на отбившихся — у волкодава заблокирован, но не окончательно. Отбившуюся овцу иногда возвращают в стадо, даже прихватывая зубами. Однако работа волкодава не исчерпывается только усечённым охотничьим поведением. Охрана стада от посягательств хищников и чужих людей имеет совершенно иное происхождение — это проявление территориальности. У волкодавов, вынужденных вести кочевой образ жизни, в принципе противоречащий самой идее территории, произошло весьма интересное видоизменение этого понятия. В ходе третьего этапа социализации территория воспринимается не только, как место обитания «своей» стаи, но и как некое сочетание объектов и животных, принадлежащих ей. Таким образом, защищая овец, волкодав защищает не только их самих — он не даёт чужим проникнуть на территорию стаи, следит за неприкосновенностью её границ. Современный волкодав с такой же самоотдачей «пасёт» машину хозяина, с какой его давний предок оберегал отару в Великой степи. Подобный сплав охотничье–территориального поведения передаётся из поколения в поколение врождённо и посредством обучения щенков на примере действий родителей. Чабаны в обучение вмешиваются мало.